"Операторы очень хорошо жили в предыдущие три года — теперь придется потерпеть…"

Замедление экономики, вызвавшее незначительный спад грузоперевозок, оказалось весьма ощутимым для железнодорожных операторов. На негативные процессы в промышленности наложился кризис перепроизводства подвижного состава. Не задействованные в работе вагоны не только мешают друг другу проехать, но и стремительно падают в цене.

Объем грузовых перевозок на железной дороге падает четвертый месяц подряд. В сравнении с прошлогодним первым кварталом погрузка зафиксировала снижение на 4,1%, до 239,9 млн. тонн, в среднесуточном выражении — на 3%, заявил президент ОАО РЖД Владимир Якунин на селекторном совещании в начале апреля. Наибольший спад в первом квартале продемонстрировали зерно (-53,5%), металлолом (-10%), руда и сера (-11,6%), строительные (-8,7%) и лесные грузы (-7%). Перевозки нефти и нефтепродуктов тоже снизились на 2,2%, а погрузка наиболее массового железнодорожного груза — каменного угля — подросла незначительно, всего на 0,3%. Грузооборот железных дорог в первом квартале снизился еще сильнее, чем погрузка: на 5% к аналогичному периоду прошлого года.

Снижение связано с общим замедлением роста промышленного производства в России, а также с отрицательными показателями некоторых ключевых для железнодорожных перевозок внешних рынков,— комментируют ситуацию в информационно-аналитическом центре СРО "НП "Совет операторов железнодорожного транспорта"" (СОЖТ).— Так, например, в 2013 году выходят на завершающую стадию олимпийские стройки в Сочи, в связи с этим снизится объем перевозок строительных грузов. Кроме того, там констатируют, что на снижении перевозок нефтеналивных грузов отразился запуск ВСТО-2, а слабый урожай зерновых в сезоне 2012 года привел к снижению объемов перевозок зерна.

При этом аналитики СОЖТ прогнозируют восстановление роста перевозок грузов по железной дороге уже в 2013 году. "Росту будут способствовать начало строительного сезона, масштабные планы по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Кроме того, есть прогнозы по улучшению конъюнктуры металлургического рынка, а планы на увеличение урожая зерновых в 2013 году предполагают рост примерно на 15-20% к 2012 году",— отмечают в СОЖТ.

Независимые аналитики рынка  не ждут кардинального обвала перевозок в 2013 году. По оценкам эксперта Sberbank Investment Research Игоря Васильева, уже весной погрузка на железной дороге стабилизируется, а во второй половине года возможен небольшой рост. Процессы в сегменте контейнерных перевозок участники рынка характеризуют как "спад активности". В четвертом квартале прошлого года контейнерный рынок вырос на 5,4%, в первом квартале 2013 года — на 1,2%, что существенно ниже среднегодовых темпов роста. В наибольшей степени были затронуты внутренние и экспортные перевозки как наиболее тесно связанные с промышленным производством в стране. Импортные перевозки продолжают демонстрировать устойчивую положительную динамику. Между тем в марте железнодорожные перевозки контейнеров выросли на целых 7,5%, то есть фактически вернулись к темпам прошлого года, что наряду с прогнозами оживления экономики России во второй половине текущего года дает основания надеяться на восстановление активности на контейнерном рынке.

Кризис будет затяжным.

По мнению директора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, нынешняя ситуация спада — неизбежная фаза развития рынка. "Операторы очень хорошо жили в предыдущие три года — теперь придется потерпеть",— отмечает эксперт, полагая, что период низких ставок за предоставление вагона продлится как минимум год-полтора. По его мнению, уже давно нужно было прекратить покупать новые вагоны, а чтобы разрешить нынешнюю проблему, нужно порезать на металлолом весь старый парк вагонов — другой альтернативы нет. По его словам, только на контейнерном рынке, несмотря на значительное количество собственников, операторы имеют сбалансированный по спросу парк подвижного состава.

Между тем, сами участники рынка полагают, что сложные экономические и инфраструктурные условия дадут дополнительный стимул для консолидации рынка операторов. "Для роста грузооборота фундаментальных предпосылок нет,— считают эксперты.— Из этого можно сделать вывод, что операторам в течение как минимум нескольких лет предстоит учиться работать в условиях низких ставок". Но не только низкие ставки осложняют деятельность операторов: в условиях дефицита грузовой базы операторы практически ежедневно вынуждены защищать собственные объемы от конкурентов. По прогнозам, через два-три года останется четыре-пять крупных операторов.


Возврат к списку